Потибрено в сети
Мальчику, восьмикласснику, задали по литературе вопросы :
Вопросы к к/ф «Матрица»
1
В одном из эпизодов Морфеус спрашивает: «Что есть реальность, и как определить её?» Считайте, что этот вопрос задан Вам. Как Вы думаете, что такое реальность? Существует ли она вообще? Где она «находится»? Одинаково ли люди воспринимают реальность? Сколько реальностей, на ваш взгляд, может быть? Реален ли наш с вами мир? Почему?
Какой мир считается реальностью в фильме? Согласны ли вы с этим? Что, по-вашему, реальнее: мир матрицы или мир вне матрицы? Почему? Если бы вы были на месте героев фильма, и у вас была бы возможность вернуться в матрицу, не предавая друзей, воспользовались бы вы этой возможностью? Почему?
2
Морфеус: «Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке… что ты только раб, Нео; как и все ты с рождения в цепях, с рождения в тюрьме, которую не почуешь и не коснёшься, в темнице для разума». Возникали ли у Вас когда-нибудь подобные ощущения? Что ограничивает нас с вами в нашем мире, помимо государственно-политических и идеологических систем? Что, применительно к нам, может означать «темница для разума»?
Если мы несвободны, тогда что, на ваш взгляд, есть свобода? Достижима ли она? Знаете ли вы какие-либо философские, религиозные, нравственные или другие системы, которые пытались осмыслить и достичь такой «неполитической» свободы? С этой точки зрения, что подразумевается под матрицей? (Для ответа на этот вопрос учтите предыдущие слова Морфеуса: «Матрица повсюду. Она окружает нас»). Что в таком случае означают слова Морфеуса: «…пока матрица существует, нам свободными не быть»?
3
Свободны ли главные герои фильма, или только Нео, или никто? Герои фильма считают Морфеуса своим освободителем, а Сайфер думает, что освободитель – он. Кто из них прав, по мнению создателей фильма? Какой нравственный конфликт вводят авторы фильма, чтобы сделать своё мнение максимально убедительным? Кто прав на Ваш взгляд? Почему?
4
Как вы думаете, что такое сон? Это реальность или ирреальность, жизнь или смерть, неподвижность или путешествие? Какую роль сон играет в архаических обрядах посвящения, в язычестве, в христианстве, в психоанализе? Почему именно Морфеус всё время произносит самые значимые слова? Что означает имя Морфеус? Каково значение, вернее, назначение героя с таким именем? Что означает имя Нео? Какую неизбежную взаимосвязь двух главных героев фильма открывают их имена?
5
Какие ассоциации возникли у вас при просмотре эпизода обучения Нео, когда Морфеус говорит: «Матрица – это система, система есть наш враг. Но когда ты в ней, оглянись, кого ты видишь? Бизнесменов, учителей, адвокатов, работяг – обычных людей, чей разум мы и спасаем. Однако до тех пор, пока эти люди – часть системы, они все – наши враги. Ты должен помнить, что большинство не готово принять реальность, а многие настолько отравлены и так безнадёжно зависимы от системы, что будут драться за неё. …каждый не разбуженный нами – потенциальный агент. …Они повсюду и нигде. Они у каждого входа, у них ключи от всех замков».
6
Кто такая Пифия? Готовя Нео к встрече с Пифией, Морфеус говорит: «Не думай о ней как о злой или доброй. Она ? поводырь, Нео, она укажет твой путь». Указала ли Пифия путь Нео в разговоре с ним? Разбил бы Нео вазу, если бы Пифия не сказала об этом заранее? Зачем, почему, осмотрев руки Нео, Пифия говорит: «Ты ведь уже знаешь, что я скажу…» Что означают слова Пифии: «И главное, не верь всякой ерунде насчёт фатума. Ты ? хозяин своей жизни, запомнишь?» Исполнилось ли то, что Пифия предсказала другим героям?
Как вы относитесь к предсказаниям? Нужны ли они Вам? Почему и для чего? Какая культура особое внимание уделяла року, предсказаниям, попыткам уйти от судьбы или наоборот реализовать её полнее? Если бы Пифия разговаривала с Вами, что бы она сказала вам?
7
Отсылки к каким сказкам вы смогли «уловить» в фильме? Имеют ли эти сказки какое-то отношение к событиям и проблемам фильма? Помогают ли они уйти от внешней канвы фильма? Какие ещё литературные ассоциации (помимо фантастики) возникли у вас по ходу фильма? Помогли ли они Вам понять фильм?
8
Универсальные архетипические образы перехода в иной мир (т.е. смерти): переход через тёмную долину или тоннель, переправа через реки или озера (моря), видение необычайно яркого света, ответы на вопросы/разговор. В каких эпизодах фильма вы заметили эти образы? Помогли ли вам эти образы по-новому понять смысл происходящего в фильме?
9
Как вы думаете, зачем героям нужны очки? В каких ситуациях герои всё время без очков; когда они надевают их? Какой смысл имеет надевание очков?
Почему Нео и Тринити в момент прорыва в здание одеты в плащи, хотя это очень неудобно? Какой смысл имеет здесь длинная одежда?
Почему герои, путешествуя по матрице, всегда одеты в кожаную одежду, а, находясь вне матрицы - в вязаную? Какой смысл привносят эти детали?
10
Предварительно можно выделить несколько подтекстов фильма:
- канва, то есть непосредственное содержание;
- литературные ассоциации;
- нравственные конфликты;
- политические ассоциации;
- философские вопросы;
- религиозные ассоциации;
- мифологический пласт: архетипические образы, элементы архаических обрядов.
Видите ли вы ещё какие-либо подтексты? Какой смысл, на ваш взгляд, имеет каждый подтекст? Как эти смыслы сочетаются друг с другом? Какой смысл получает весь фильм в целом? О чём он? Зачем он?
_______________________________________________________________________
Я себя частенько спрашиваю: "Зная популярность книг Роулинг, будут ли они включены в обязательный школьный курс лет через 10-20?"