Вчера хоронили брата моего деда, Федора, ему было 79 лет, ветеран, чуть не дотянул до Дня Победы. Единственного брата, с которым он мог нормально пообщаться. Ближайшие родственники живут через дорогу, а сам Федор с бабушкой, что страдает рассеянным склерозом. Федор упал со стула, отказало сердце. Обнаружили его только через несколько дней, видимо, когда уже повеяло душком.
Живет человек рядом с родными, чтобы проведать, нужно пройти десять метров между двумя дворами. А когда случается подобная беда, он остается наедине с собой, со смертью.
Я не знаю, в каком состоянии находится дед, но родители мои словно пришибленные. Я видела Федора всего несколько раз и чувствую себя полным отморозком, потому как меня это известие практически не трогает. Практически. Мне жаль деда. Но… больше ничего.
У меня даже ни одной фотографии его нет. Помню только, в какой-то из приездов Федор привез слив из всоего сада, тогда еще слив у нас не было, а он привез внучке брата полакомиться.
Чувствую себя монстром.
А в такой знаменательный день, за возможность отпразновать который положили свои жизни милионы мужчин и женщин, братьев и сестер, отцов и матерей, сыновей и дочерей, я могу лишь вспомнить рассказы моего деда, ребенка войны, про то, как он и его братья выживали и помогали выжить своему семейству. Про то, как они ходили, как он выражался, "по колоски" на пшеничные поля, с которых уже собран урожай. И собирали. Или борж из лебеды, который им готовила мать утром, прежде чем уйти работать в поле, а когда дети просыпались, этот борщ уже успевал подпортиться. Как пытались хоть как-то спасти коров, обливая солому с крыш кипятком, чтоб стала хоть немного мягче и животные - единственные кормилицы - не померли.
А теперь, 63 года спустя, мы о них вспоминаем лишь 9 мая, в годовщину. Устраиваем показушные парады и акции в маршрутках "Дорогие ветераны! Проезд в наших маршрутках 7,8,9,10, мая для вас бесплатный*!" А внизу приписка "*При условии предъявления удовтоверения ветерана ВОВ".
Я сейчас сижу перед монитором компа и тихонько плачу от этих воспоминаний. Мне дед многое рассказывал. То, что пережил на собственной шкуре.
9 мая...
silvern
| пятница, 09 мая 2008